28 августа — День памяти и скорби

Опубликовано в еженедельной информационной газете «Яшкино» №34 (93) от 23 августа 2006 года

Век двадцатый...
События, вместившиеся в него, кардинально изменили ход человеческой цивилизации.
Революции, войны, стремительное развитие науки, техники, выход в космос...
Отдельные человеческие жизни
песчинки, которые в водовороте преобразований, казалось бы, теряют всякую ценность.
Но для самого человека собственная жизнь — песчинка?

Судьба Федора Федоровича ФРЕЙМАНА сравнима с судьбами миллионов людей бескрайних Российских просторов - все исторические катаклизмы двадцатого века отразились в ней, а затем и в судьбе его семьи.

Поволжье. Привольные степи. Благодатная, щедрая земля. Река, раздольем, величавой спокойностью своей, ставшая символом России.
Вот здесь, в небольшом городке в самом начале прошлого века в семье российских немцев (потомков колонистов, приехавших сюда во времена Екатерины Великой) родился первенец, названный Фридрихом. Отец, умелый кузнец, трудом своим обеспечивал семью, и жила она в относительном достатке. Появились еще дети, младшие братишки Фридриха - Карлуша, Иван. Но грянули в России одна, вторая революции, гражданская война... Голодные годы, безработица, гнавшая кормильцев из дома на заработки. Все это понемногу подтачивали здоровье матери семейства и она тихо угасла. Отец женился во второй раз, взяв «за себя» вдову с пятью ребятишками. В совместном браке родился еще один ребенок, любимец всех братьей, Андрюшка.
Фридрих младший, или как его стали называть на русский манер - Федор, с малолетства пропадал в кузне отца, помогал ему, уже в пятнадцать лет стал у него молотобойцем. Вместе ездил с ним в Грузию на заработки, когда разруха в Поволжье оставила без работы даже кузнецов, профессию, которая в мирное время всегда была востребована как в городе, так и на селе.
Мирное время все же настало, потихоньку налаживалась жизнь. И какая! Новая, большевистская власть обещала - трудовому люду дорога открыта всюду. Национальность - не помеха. Больше того - немцам Поволжья позволили впервые в их истории иметь свое правительство - была образована автономная республика немцев Поволжья. А городок, в котором жили Фрейманы переименовали в город Маркс, на немецкий лад - Марксштадт. Настали и для Фридриха-Федора новые времена, сулящие хорошие надежды на будущее. Выучился на токаря. Взяли на завод «Коммунист». Женился. Любил, наверное, свою Сонечку так, что когда появилась на свет первая дочурка, то тоже настоял, чтобы ее назвали Софьей. Молодой, инициативный специалист, общественник - авторитетом на предприятии пользовался большим, даже избран был в 1936 году депутатом Верховного Совета СССР. Депутат - звание большой, человек на виду. Поэтому был выдвинут в городской Совет, а там - заместителем председателя Совета, а через год и председателем Совета города Марксштадта.
С этой работы Федора направили на офицерские курсы (время не спокойное, в Европе Германия развязала войну, и хоть был мирный договор с ней подписан, но мало кто, из понимающих людей, верил в долговременность его).
Июнь 41-ого года. Как радужно он начинался, и как страшно он закончился...Окончивший курсы, лейтенант запаса Фрейман с нетерпением ожидал вызова из военкомата. А его все не было и не было. Ни он, ни его товарищи, в том числе и русские, не могли понять, чем была вызвана подобная задержка - враг наступал по всем фронтам, армия нуждалась в военных кадрах. Продолжал работать на заводе, Прошел июль, начался август, и вдруг
опубликован Указ правительства, в котором все российские немцы были обвинены в «пособничестве врагу».
Депортация российских немцев в Сибирь, в Казахстан
страшная страница их истории. Семью Фрейманов (а у родителей уже было три дочери) отправили в Сибирь.
Попали они в Яшкинский район. Из эшелона выгрузили, как гласит семейное предание, в районе между Яшкино и Литвиново. Что дальше? Прибывшие переселенцы ждали решение своей судьбы. Тут подъехал верховой, спрашивает:
«Токари есть? Мне нужен токарь». Это был посланец из Пачи, Яков Лаврентьевич Ковалев. Не случись он здесь, неизвестно как бы повернулась судьба Фрейманов — у Федора Федоровича был 6 разряд токаря и это помогло ему достаточно надежно обосноваться в Паче.

Вспоминает его дочь, Лилия Федоровна:
- Осела наша семья в Паче. Как мне мама рассказывала, никто здесь высланных не ждал, поэтому расселили, кого по летним кухням, кого по стайкам, кое-кто попал на постой и в дома местных жителей. Наша семья и еще четыре такие же многодетные семьи жили вначале в стайке. С первого дня жизни семьи в Паче папа был работой обеспечен, но вот семья — куском хлеба или какой другой едой не всегда. Конечно, особенно доставалось маме. Было голодно, ведь отправили изгнанных в большой спешке, не дав возможности взять в дорогу хотя бы самое необходимое. Но и те немногие вещи, что взяли, приходилось обменивать на продукты. Эта обязанность лежала на плечах у мамы. В Паче люди и так делились с приезжими, чем могли. Они оказались человечнее, чем власть.
Мама ходила по соседним деревням, радовалась, если приносила картошку, чаще — свеклу, морковь, брюкву. А нередко приходила и с пустыми руками, заплаканная, не зная, чем накормить трех голодных детей и мужа. Помню, как со слезами на глазах мама вспоминала об одном эпизоде из жизни тех военных лет: «Все уже обменяли, остался последний, почти новый костюм папы. Долго не решались, но голод вынудил»... Папа утром ушел на работу, а мама отправилась за Томь. Уже папа вернулся, а мамы все нет. Смеркалось, мела пурга. Папа пошел на поиски и нашел ее, полузанесенную снегом, полузамерзшую, даже слезы на щеках и глазах застыли, сидящую на санках, на которых лежала одна-единственная брюква — такая цена оказалась за костюм.
Еле-еле папа оттер ее снегом и принес домой. Так он спас маму от смерти, а дочерям не дал лишиться матери...
Кончилась война, стало жить легче. Папа был великим тружеником. Он горел на производстве. Во время страды работал днем и ночью, если требовало этого дело. Запчастей не было, и вся надежда — только на токаря. Селяне верили папе, потому что знали: он классный специалист, сделает все возможное и вернет машину в строй действующих.
А для семьи — он всегда был любящим мужем и отцом. Нас, дочерей, учил добру, взаимопомощи, и, конечно, трудолюбию.
Наперекор злой судьбе семья Фрейманов выжила. Больше того - разрослась, появились еще две дочери.
- Золотые у него были руки. Дома брался за любую работу, и все у него получалось. Даже домик, хоть и небольшой, своими руками после работы выстроил. И золотое сердце. Он хотел, чтобы все дочери получили высшее образование. И сделал все возможное, чтобы мечта его осуществилась. Мы все закончили ВУЗы.
Тут к рассказу Лилии Федоровны нужно сделать особую добавку - все пять дочерей получили высшее педагогическое образование. Софья Федоровна работала учителем немецкого языка. Ирма Федоровна стала математиком.
Тамара Федоровна - учительницей начальных классов. Лидия Федоровна - учителем русского языка и литературы (но о ней - особенный разговор). Вера Федоровна работала учителем английского языка, а затем в милиции в инспекции по делам несовершеннолетних, что тоже - педагогика.
- Он любил и уважал людей. И они тянулись к нему, шли за советом, ибо папа был очень мудрым человеком. Не случайно его не раз выбирали депутатом Пачинского сельского Совета и депутатом Яшкинского районного Совета народных депутатов.
Наш папа был светлым человеком, и такая же светлая память, верится, живет не только в сердцах родственников, но и всех, кто его знал...

Жил человек наперекор судьбе, и выстроил ее так, что оставил о себе добрую память, стал «фундаментом» для хорошей жизни своих потомков.

Справка об авторе воспоминаний

Лилия Федоровна Михайлова, дочь Федора Федоровича Фреймана, очень известный в области, и, конечно, в нашем районе, человек.
После окончания филологического факультета Кемеровского педагогического института работала вначале учителем, а затем более 22 лет ее жизнь была связана с журналистикой. Закончила журналистское отделение Новосибирской высшей партийной школы. Работала литсотрудником, заведующей отделом писем, культуры и быта, заместителем редактора в редакции «Тайгинский рабочий». Затем была приглашена на должность редактора газеты «За коммунизм» в город Березовский. Некоторое время работала инструктором орготдела горкома партии, вернулась в газету, которая в то время уже называлась «Мой город» заместителем редактора, а потом была назначена и редактором (в 1987-1989 годах).
В 1996 году была избрана депутатом Законодательного собрания Кемеровской области второго созыва. В округ депутата входил и Яшкинский район. Внесла весомый вклад в становление и утверждение представительной ветви власти в нашей области, в решение социальных вопросов региона.
Сейчас Лилия Федоровна ведет большую работу в Березовской городской общественной организации «Центр немецкой культуры «Эдельвейс». Человек, чьей энергии, жизнелюбию, активной жизненной позиции можно только позавидовать. Истинная дочь своего достойного отца.