28 августа — День памяти и скорби

28 августа – день национальной трагедии российских немцев.
На основании Указа Президиума Верховного совета СССР «О переселении немцев проживающих в районах Поволжья» за несколько дней были выселены советские немцы, с территории, где более двух веков обрабатывали землю и растили детей.

Этот народ прославился своим трудолюбием, который на протяжении более двух столетий делили единую судьбу с Россией. Народ, обогативший пантеон Отечества великими писателями и поэтами, учёными и музыкантами, первооткрывателями новых географических пространств во славу России.

В любые времена наши предки были частью России, деля с ней радости и невзгоды, они свято соблюдали договор - Манифест ,подписанный первыми переселенцами и российскими правителями.
Несмотря на официальные обвинения, большинство жителей Поволжья сохраняли к своим согражданам немецкой национальности тёплые чувства, человеческое отношение. Об этом хорошо помнят участники депортации, вспоминают слова соседей, слёзы русских женщин, расстававшихся со своими немецкими подругами.
Всего для погрузки немцев использовалась 31станция, отправлено 188 эшелона.

Депортации, кроме поволжских немцев, были подвергнуты со всей территории СССР все лица немецкой национальности; всего с августа 1941 по 1942 годы было депортировано 1 млн 210 тыс. человек. Люди перевозились в товарных вагонах.
7 сентября 1941г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об административном устройстве территории бывшей Республике Поволжья». Республика была ликвидирована, а ее территория расчленена на 2 части, перешедшие в состав Саратовской и Сталинградской областей.
В тяжелые для всего советского народа годы войны дома немцев оволжья со всей их обстановкой, имуществом, скотом и запасом продовольствия стали убежищем для тысяч и тысяч людей Белоруссии, Украины, европейских областей России. Дома эти стали для многих их сегодняшних хозяев родными, в них родилось и выросло уже два поколения.
Если в Немреспублике, имевшей площадь 28 тыс.кв.км. немцы проживали в 22 крошечных кантонах, то на новых местах они заселялись в 224 района, многие из которых по своей площади превышали площадь всей республики немцев.
Расселение проводилось посемейно. В итоге в каждое село, колхоз, МТС попадало всего по несколько семей. Произошло распыление немецкого населения на громадной территории в 3 млн. кв.км.
Немцы Поволжья, вместе с другими советскими немцами, прошли за годы войны и послевоенные годы неимоверно трудный путь, заплатив, как и все советские народы, тысячи и тысячи жизней сталинскому режиму.
Подготовку к приёму переселенцев руководители краёв начали уже во второй декаде августа, получив от Наркома внутренних дел Берии циркулярную телеграмму. В телеграмме указывалось, какое количество семей должны были принять край или область и ставилась задача подготовить для них жильё. С 17-по 30 сентября в Кемеровскую область прибыло следующее количество немцев:
Анжеро-Судженск – 2568 человек
Барзас – 400 человек
Белово – 1500
Гурьевск – 1000
Кисилёвск – 1400
Крапивинск – 2950
Кузедеево – 1600
Ленинск-Кузнецкий – 1500
Мариинск – 1500
Тисуль – 2000
Топки – 2222
Тяжин – 2454
Чебула – 1000
Яшкино – 2054
Юрга – 2565
Ижморка – 3102
На основании Постановлений ГКО СССР было проведено несколько волн мобилизации советских немцев в трудовую армию. В рабочие колонны на все время войны были мобилизованы все мужчины-немцы в возрасте 15-16 лет и 51-55 лет включительно, а также женщины-немки в возрасте 16-45 лет, освобождены от мобилизации только беременные и имеющие детей до 3-х лет, дети передавались на воспитание оставшимся престарелым родственникам или колхозам.
Под "Трудовой армией" следует понимать военизированные рабочие формирования, сочетавшие в себе элементы военной организации (мобилизация через военкоматы, структура подразделений, внутренний распорядок, единоначалие, централизация органов управления), элементы производственной сферы (работа на производстве, нормы выработки, формальная оплата труда) и элементы ГУЛАГа НКВД ("зона", охрана, административный режим содержания, нормы снабжения).
Трудармейцы направлялись на предприятия угольной и нефтяной промышленности, добычу золота, на предприятия народного хозяйства и строительства железных дорог. На апрель 45 года в рабочие колонны было мобилизовано свыше 316 тыс. человек.
На шахте «Северная» треста «Кемеровоуголь» в рабочей колонне из 107 мобнемцев был 31 подросток 12-15 лет. Они работали на всех участках наравне со взрослыми и никто не пытался облегчить их труд.
Снятых с фронта солдат и командиров, коммунистов, комсомольцев, прошедших через Халкин-Гол и белофинскую – всех поставили в одинаковые условия с заключёнными.
Разницы между ними практически не было. Уголовники имели даже преимущество: каждый из них совершил преступление и был осужден судом на определенный срок, после отбытия которого мог ехать куда хотел, вернуться в родные места. Мобнемцы не совершали преступлений, не подвергались суду, не знали, какой срок предстоит находиться в бесправном положении, но зато точно знали, что когда их освободят, они не смогут вернуться в родные места: большинство из них были из республики Немцев Поволжья, а она не существовала. Они все стали бездомными и безродными.
Треть российских немцев полегла в трудармиии, на работе в тылу, на спецпоселении» - на работе для Победы. Они не виноваты в том, что не смогли участвовать в боевых действиях и разве они повинны в том, что погибнуть на фронте считалось «почетнее», вернее достойнее, чем умереть с голоду и непосильного труда в трудовом лагере.
К сожалению, окончание войны не принесло облегчение немецкому населению. Бывшие узники лагерей для «трудмобилизованных» были поставлены на учет и превратились в «спецпереселенцев». В 1945 году Совет народных комиссаров СССР принимает постановление «О правовом положении спецпереселенцев», определившим бесправное положение немцев на долгие годы. Это была та же тюрьма, только без ограждений и колючей проволоки. «спецпереселенцы» не имели права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучиться за пределы района расселения; самовольная отлучка рассматривалась, как побег и влекла за собой уголовное наказание. Указом президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1946г. «депортированным народом запрещалось возвращаться на прежние места жительства, за самовольный выезд с места спецпоселения устанавливалась уголовная ответственность – 20 лет каторжных работ.
В 1955г в Кемеровской области, на учете спецпоселения состояло 42660 советских немцев.
Сиротство военных лет при живых родителях, малограмотность и безграмотность тысяч детей, страх быть фашистом и отсюда стремление забыть, что ты немец – все это наложило отпечаток на формирование менталитета послевоенных поколений немцев.

В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.12 немцы были освобождены из-под административного надзора органов МВД, но возвращаться в родные места не имели права: «Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении спецпоселенцев - немцев и членов их семей, выселенных в разные районы страны, в дальнейшем не вызываются необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД немцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, а также немцев - граждан СССР, которые после репатриации из Германии были направлены на спецпоселение.
2. Установить, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены».
29 августа 1964г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», обвинения были не основательны и явились проявлением произвола в условиях культа личности.